понедельник, 17 августа 2015 г.

История искусств. Лекция 6: Искусство Эпохи Эллинизма

В конце 4 в. до н.э. рабовладельческие государства восточного Средиземноморья и Ближнего Востока вступили в новый период своего исторического и культурного развития, получивший в науке название эллинизма. Империя Александра Македонского распалась сразу после его смерти, но выделившиеся из ее состава отдельные державы явились уже государственными образованиями нового типа. Основные государства - эллинистический Египет, царство Селевкидов, Македонское царство (включавшее значительную часть Греции), Пергам и Родос. 

Эпоха эллинизма в основном делится на 2 периода. Ранний период - с конца 4в. до начала 2 в. до н.э. - был ознаменован экономическим и культурным подъемом большинства эллинистических государств, главным образом Египта, Сирии, Пергама и Родоса. В поздний период 2-3 вв. до н.э. обнаружились усиливавшиеся признаки кризиса. Зато именно на это время приходится политический и культурный подъем государств на периферии эллинистического мира - в том числе Понтийского царства, Армении, Парфии. В период эллинизма резко обострился контраст между богатыми и нищими, часто случались восстания рабов, а также народов, насильственно включенных в состав больших эллинистических государств (движение в Иудее, восстание Аристоника в Пергаме). Для культуры эллинизма характерны два важнейших момента: во-первых, широчайшее распространение греческой культуры по всем областям эллинистического мира; во-вторых, объединение греческой культуры с местными, главным образом восточными культурными традициями. Большую роль сыграло сложение и распространение общегреческого языка - койне. Для этого времени характерно широкое развитие градостроительства. Центром эллинистической культуры была Александрия с ее музеем, в котором также объединялись научные учреждения, и библиотекой, где хранились тысячи рукописных свитков. Наиболее значительными в эпоху эллинизма были успехи естественных наук и математики. Один только Архимед чего стоит ;) А также Эратосфен, Эвклид, Гиппарх и многие другие. Для философии был характерен поворот к проблемам этики, морали и религии. Наиболее известны учения Эпикура, стоиков и киников. Для религии эпохи эллинизма характерно распространение мистических культов, в том числе синкретических греко-восточных  божеств, например, культа Сараписа, объединившего в себе черты египетских богов Аписа, Осириса и греческих Зевса, Посейдона и Аида. На смену монументальным трагедиям Эсхила и Софокла и ярким сатирическим комедиям Аристофана пришла лишенная глубокого идейного содержания комедия нравов, крупнейшим представителем которой был Менандр. В поэзии преобладали камерные жанры - эпиграмма, идиллия, буколика, элегия. Обычное назначение эллиничтической литературы - развлекать читателя, заполнять его досуг. 

Собственно эллинистическим искусством называется искусство материковой Греции и прилегающих к ней островов Эгейского архипелага, Малой Азии, Родоса, Сирии и Египта. При определенном сходстве каждая из этих областей обладала своими особенностями. В эллинистической Греции сохранилась тесная связь с классическими образцами. В меньшей степени эта связь ощущается в памятниках Пергама и Родоса. В искусстве эллинистического Египта сильнее заменты черты синкретизма (слияния) греческого искусства с местной художественной традицией. Эллинистическая архитектура переживала бурный подъем в конце 4 и в 3 в. до н.э., в период возникновения целого ряда новых столиц, торговых, административных и военно-стратегических центров. В последующие века, с приближением кризиса, размах строительства стал падать. Для эллинистического градостроительства характерно выделение административного и торгового центра города. Храм становится частью общего центрального ансамбля, включавшего также базилику, библиотеку, гимнасий и другие постройки. Были разработаны принципы парковой архитектуры. Повышенное внимание к архитектуре частного жилища. Широко применялась монументальная скульптура. В эллинистическом портрете можно выделить 2 линии: тип портрета эллинистических правителей, в котором задача художника - прославление человека сильной воли и  энергии, и тип портрета мыслителей и поэтов, в образах которых нашло отражение осознание противоречий реальной действительности и бессилия преодолеть их. Впервые появляется пейзаж. 

В эпоху эллинизма материковая Греция утратила свою ведущую политическую и экономическую роль. Она входила в состав Македонского царства. Но в середине 2 в. до н.э. Греция и Македония была захвачена республиканским Римом. Тем не менее, столица Аттики - Афины - осталась одним из важнейших культурных центров. Эллинистическое зодчество не оставило в Афинах памятников, которые можно было по художественному значению сопоставить с памятниками классической архитектуры. Большинство сооружений Аттики было воздвигнуто на деньги покровительствовавших Афинам правителей других государств - главным образом Пергама и государства Селевкидов. Самым крупным сооружением Эллинистических Афин является храм Зевса Олимпийского (Олимпейон). Строительство храма затянулось на несколько сот лет. Начатый еще в 6 в. до н.э., храм строился главным образом в 174-163 гг. до н.э. и был закончен только при римском императоре Адриане во 2 в. н.э. Впервые в греческой архитектуре коринфский ордер был применен в наружной колоннаде. 

Другая известная афинская постройка эллинистического времени - Башня ветров, сооруженная в середине 1в. до н.э., представляет собой небольшую восьмигранную башню высотой 12.1 м, поставленную на трехступенчатое основание. Снаружи не башне были помещены солнечные часы, внутри -механизм для водяных часов - клепсидры. Перед дверьми, ведущими в башню с двух сторон, прежде находились коринфские портики. Башня украшена рельефным фризом с аллегорическими изображениями летящих ветров; распластанные по стене рельефные фигуры нарушают тектоническую логику архитектурных форм, т.к. пересекают линию архитрава. 


Представление  об эллинистической архитектуре жилого дома дают постройки на острове Делосе. Делосские жилые дома принадлежат к перистильным сооружениям: ядром дома был перистиль - окруженный колоннадой внутренний дворик, вокруг которого располагались помещения. 

Одним из лучших произведений ранней эллинистической пластики является знаменитая статуя Ники Самофракийской (Лувр, Париж) ск-р Пифокрит. В трактовке образа автор выступает как продолжатель Скопаса и Лисиппа, но вместе с тем отчетливо видны черты эллинистической эпохи: в Нике проявляются черты особой грандиозности, титанизма образа. 

Другим характерным памятником раннеэллинистического искусства является саркофаг Александра, найденный в Сидоне (Сидонский саркофаг). На его сторонах изображены сцены битвы между греками и персами, сцены охоты на львов. 

Наряду с идущей от Скопаса и Лисиппа героической линией в эллинистической скульптуре Греции важное место занимало направление, восходящее к творчеству Праксителя. 
Девушка из Анцио, Рим, музей Терм
Голова девушки с о. Хиос, Бостонский музей
Мальчик, скачущий на лошади. Афины, Национальный музей
Прославленная статуя Праксителя «Афродита Книдская» явилась образом для многочисленных изображений богини в эллинистическое время.

Афродита Медичи (Венера Медицейская), Уффици, Флоренция
Наиболее извесна другая статуя - Афродита (Венера) Милосская, найденная на о. Милос (скульптор Александр (Агесандр)). Афтор смог показать идал высокой классики, в то время как остальные подчеркивали лишь чувственное начало.

В области скульптурного портрета эллинистическое искусство по сравнению с классикой сделало большой шаг вперед. Характерное для эллинизма ослабление идеальной обобщенности образа, повышенный интерес к правдивой передаче натуры, обращение к внутреннему миру человека предопределили новые принципы портретного искусства. 

Аристотель, 4 в.до н.э., Вена
Эпикур, нач. 3 в. до н.э.
Менандр, Эрмитаж
Демосфен, ск-р Полиевкт, 280-279 гг. до н.э.
Неизвестный философ (Сенека?), Неаполитанский музей

Лучшие качества искусства раннеэллинистического периода нашли свое выражение в произведениях мелкой пластики, в частности в терракотовых статуэтках.
Старый учитель, Париж, Лувр
В раннеэллинистическую эпоху на территории материковой и островной Греции были созданы замечательные памятники живописи. В доме Фавна в Помпеях была найдена прекрасная мозаичная копия с прославленной картины живописца Филоксена из Эритреи (конец 4 - начало 3 в. до н.э.). Картина эта, исполненная по заказу правителя Афин Кессандра, изображала битву между Александром Македонским и Дарием при Иссе. 


Примером композиции на мифологический сюжет может служить роспись из дома Диоскуров в Помпеях «Ахилл среди дочерей Ликомеда», восходящая к оригиналу работавшего в 3 в. до н.э. живописца Атениана из Фракии. Одной из вершин эллинистической станковой живописи была картина Тимомаха из Византии, изображавшая Медею перед убийством ее детей. Сохранилась ее копия в одном из домов Геркуланума. Замечательным образцом декоративной мозаики является обнаруженная в одном из домов Делоса мозаика с изображением увенчанного венком крылатого Диониса. Она выделяется исключительным красочным богатством и тонкостью цветовых переходов.
В позднеэллинистическую эпоху искусство материковой Греции и островов переживало время упадка. Мастерство художников еще отличалось большой технической изощренностью, однако слабость идейного содержания неизбежно приводила к недостаточной значительности образов, к их внутренней опустошенности. 
Аполлоний (сын Нестора) «Бельведерский торс»


Аполлоний «Кулачный боец», Рим, музей Терм
Изображение пожилого бойца с лицом, разбитым в многочисленных кулачных боях, выполнено с почти натуралистической точностью. Тот факт, что один и тот же скульптор является автором двух столь различных по своим принципам произведений, свидетельствует о проникновение в его искусство эклектизма.
Сильнее всего черты упадка выразились в произведениях скульпторов неоаттической школы 1 в. до н.э. Глава этой школы - скульптор Паситель, работавший в Риме, был автором статуй, которые в условно стилизованной форме имитировали произведения греческой скульптуры 5 в. до н.э., главным образом строгого стиля и высокой классики. 


Эллинистический Египет, где царствовала династия Птолемеев, оказался наиболее прочной из эллинистических держав. Египет пережил меньше потрясений, и позже вех стран Средиземноморья был завоеван Римом (30 г. до н.э.) Наивысший расцвет эллинистического Египта относится к 3 в. до н.э., когда Александрия, главный город царства Птолемеев, стала подлинной столицей всего эллинистического мира. Основанная Александром Македонским в 332-331 гг. до н.э. в дельте Нила, Александрия была построена по единому плану родосским архитектором Дейнократом. Наиболее прославленым сооружением Александрии был Фаросский маяк, считавшийся одним из семи чудес света и простоявший полторы тысячи лет. 

Нужно отметить, что в искусстве эллинистического Египта большое значение сохраняла древнеегипетская традиция, нередко отдельные архитектурные сооружения и целые комплексы возводились в формах древнеегипетского зодчества; таковы храм Гора в Эдфу, храм богини Хатхор в Дендера. Чрезвычайно распространенными были произведения скульптуры, выполненные по канонам древнеегипетской пластики. Часто встречается в скульптуре чисто внешнее слияние изобразительных приемов греческого и египетского искусства; например в изображениях богини Исиды реалистическая моделировка тела в духе греческой пластики сочетается с условной иератической позой и традиционными атрибутами плодородия. В портретной статуе Александра IV из Карнака (Каирский музей) лицо царя выполнено в формах греческого искусства, фигура же - в полном соответствии с древнеегипетскими канонами.

Рельеф из Берлинского музея, изображающий царя Птолемея VI Филопатора с двумя богинями, целиком выдержан в принципах древнеегипетского искусства вплоть до самой техники углубленного рельефа. В скульптуре эллинистического Египта мы не встретим монументальных произведений героико-патетического характера, преобладающими здесь являлись другие типичные направления - бытовой жанр, декоративная скульптура, служившая для украшения садов и парков, значительное развитие получила мелкая пластика. Не случайно именно в Александрии наибольший успех имели работавшие там ученики Праксителя, произведения которых во многом предопределили особенности александрийской скульптуры. Лучшие произведения, найденные на территории Египта, свидетельствуют о творческом продолжении традиций классического искусства. К ним принадлежит статуя Афродиты Киренской:
Относящаяся к 3в. до н.э. мраморная голова богини из собрания Голенищева (ГМИИ им. Пушкина) свидетельствует об обращении художника к величественным образам классического искусства конца 5 - начала 4 в. до н.э.

Следует отметить, что произведения, в которых искусство классики нашло свое живое претворение, в эллинистическом Египте немногочисленны. Искания александрийских мастеров пошли по пути аллегорического образа, особенно в направлении бытового жанра. Оттенок жанровости присущ также многим произведениям на мифологические сюжеты. Особенно популярны были образы идиллического характера.
Примером монументальной скульптуры эллинистического Египта, соединяющей в себе аллегорию с элементами повествовательности, является относящаяся к концу 1 в. до н.э. колоссальная статуя Нила, прославляющая плодоносную силу могучей реки. Более примечательны достижения в жанровой скульптуре. Близка по своему характеру к жанровым произведениям александрийской школы прославленная в древности бронзовая группа «Мальчик с гусем», выполненная скульптором Боэтом из Халкедона (3в. до н.э.). Группа дошла до нас в мраморной римской копии. 
Александрийские мастера вводят в скульптуру новые темы и образы, часто изображают людей из низов общества. Относящаяся к позднеэллинистическому периоду статуя «Старого рыбака» производит отталкивающее впечатление скрупулезно натуралистической передачей всех особенностей уродливой старости.

Более живые и непосредственные образы созданы в мелкой бронзовой и терракотовой пластике. О большой наблюдательности и мастерстве свидетельствует бронзовая статуэтка поющего мальчика нубийца, характерно передан силуэт тела подростка. 
С жанровой скульптурой связан так называемый «живописный рельеф», то есть рельеф, изобразительные принципы которого напоминают приемы живописных картин. Обычно в живописных рельефах бытовые сцены или мифологические эпизоды изображались на фоне пейзажа или в интерьерах. 
Геракл с собакой
Скульптурные изображения послеэллинистического времени стали применяться в садово-парковых ансамблях последующих эпох. Наиболее распространенными были мотивы, связанные с мифами об Афродите, а также о Дионисе и его спутниках - силенах, сатирах, нимфах. 
Насколько можно судить по источникам и сохранившимся находкам, живопись в александрийской школе занимала ведущее место среди других видов изобразительного искусства. К сожалению, ее памятники не сохранились. Известно, что глава александрийской школы живописцев Антифил впервые ввел в живопись бытовые темы. Как и в скульптуре, в живописи были распространены сюжеты идиллического характера. Популярны также были пейзажные и натюрмортные изображения, представление о которых дают росписи Геркуланума и Помпей. Чрезвычайно распространенной была мозаика из цветной смальты.
Широкое развитие получило прикладное искусство. Особенно славились произведения александрийской торевтики, главным образом серебряные чаши чеканной работы с рельефными изображениями, и памятники глиптики. Прекрасным образцом александрийской работы является Камея Гонзага в Эрмитаже. Эта камея с профильными портретами царя Птолемея Филадельфа и царицы Арсинои выполнена из сердолика.

От искусства государства Селевкидов, самой большой по размерам и самой могущественной державы эллинистического мира, сохранилось сравнительно небольшое число памятников. Известно, что столица этого царства - Антиохия принадлежала к числу самых крупных эллинистических городов и лишь немногим уступала Александрии. Огромный город был построен с применением регулярной планировки. Большую известность получила загородная царская резиденция Дафна - огромный комплекс, включавший в себя храмы, святилище, театр, стадион, дворцы, сады и парки. В ансамблях самой Антиохии важная роль принадлежала монументальной скульптуре. Известно, что учеником Лисиппа Евтихидом была воздвигнута колоссальная бронзовая статуя богини Тихе (Тюхе). Мы имеем представление об этой скульптуре по небольшой мраморной копии.
Наиболее интересным видом антиохийской скульптуры является портрет. В творчестве мастеров нашли яркое отражение принципы портрета эллинистических правителей. 
Статуя эллинистического правителя (Диадох) Рим, Музей Терм
Примером зрелого портретного искусства является мраморная портретная голова царя Антиоха III в Лувре, относящаяся к началу 2 в. до н.э.


Как в искусстве эллинистического Египта, так и в искусстве Сирии значительное место занимали памятники, в которых элементы греческого искусства сливались с местной художественной традицией. Памятником такого рода является колоссальный рельеф с надгробного сооружения в Немруд-Даге, изображающий царя Антиоха I перед богом Солнца (1 в. н.э.). В огромных размерах рельефа, в иератической композиции, в плоскостной, условно-орнаметализированной трактовке фигур отчетливо проявляются черты близости к рельефной пластике Древнего Ирана.

Группа важнейших художественных центров эллинистической эпохи находилась в Малой Азии, где выделялось Пергамской царство и прибрежные греческие города - Эфес, Милет, Магнесия. В Малой Азии мы находим примеры достижений эллинистической архитектуры как в плане градостроительства, так и в создании новых типов сооружений. Типичным примером может служить планировка Приены - небольшого города вблизи Милета.  Чрезвычайно характерным произведением эллинистической архитектуры была приенская агора. Большая прямоугольная площадь была с 3 сторон окружена непрерывным дорическим портиком, с четвертой стороны агора замыкалась двухнефной «священной стоей». Одним из ранних примеров зданий с развитым внутренним пространством является «экклесиастерий» -зал народных собраний в Приене. 

 

Более торжественным зданием этого типа был булевтерий (место заседания буле - городского совета).



Представление о грандиозных масштабах и роскоши эллинистической храмовой архитектуры дает новый храм Аполлона в Дидиме близ Милета, строившийся свыше 150 лет. 



Наиболее полное представление об ансамбле монументальных сооружений эллинистического столичного центра дают постройки Пергама (столица Пергамского царства). Свой расцвет Пергамское царство пережило в первой половине 2в. до н.э. при царе Эвмене III. Пергамский Акрополь - блестящий пример использования естественных природных условий для создания комплекса монументальных архитектурных сооружений.


Пергамским мастерам принадлежат выдающиеся памятники монументальной пластики. В правление царя Аттала I, одержавшего победу над галатами, площадь у святилища Афины была украшена статуями и группами, прославляющими эту победу. Самым крупным мастером этого времени был скульптор Эпигон, к оригиналам которого восходят римские копии с отдельных статуй и групп. К лучшим из них принадлежит группа, изображающая галла, убивающего свою жену и себя, чтобы не попасть в плен. (Рим, Музей Терм)

В статуе «Умирающего галла» дано другое воплощение темы гибели на поле битвы. Пергамский мастер создает героический образ иноплеменника. (Рим, Капитолийский музей)

Высоты своего расцвета монументальная скульптура достигает в алтаре Зевса, созданном около 180 г. до н.э. Рельефы алтаря завершают «героический» период развития эллинистической монументальной скульптуры.
План алтаря Зевса в Пергаме


Искусство эллинизма не знает более яркого воплощения темы титанической борьбы, чем изображение схватки Зевса с тремя гигантами.

Столь же драматичен эпизод битвы с участием Афины. Схватив за волосы прекрасного  крылатого гиганта Алкионея, богиня повергает его на землю.

В скульптурных композициях фронтонов и метоп классической эпохи греческие мастера неоднократно в иносказательной форме выражали идеи своего времени. Так, изображение борьбы лапифов с кентаврами должно было напоминать грекам о борьбе с персами; в композициях Олимпийского храма и метопах Парфенона победа лапифов воспринималась как торжество свободного, разумного направляющего свою волю человека над стихийными силами зла. Сходная тема в пергамском фризе получила иное истолкование - возвеличение могущества богов и царей. Боги побеждают гигантов не своим духовным превосходством, а благодаря своему сверхъестественному могуществу. Пергамские образы призваны потрясти человека, заставить почувствовать свою слабость перед высшими силами. 

Пергамский фриз был исполнен группой мастеров, имена которых сохранились на цоколе постройки. Среди них были скульпторы Дионисад, Орест, Менекрат и другие.

Из других произведений пергамской скульптуры близка к алтарному фризу голова Афродиты (Берлинский музей).

Как и в других эллинистических центрах, пергамская и малоазийская скульптуры позднеэллинистического периода характеризуются чертами упадка. В относящейся еще ко 2 в. до н.э. статуе раба-точильщика из скульптурной группы, изображающей Аполлона, готовящегося содрать кожу с Марсия, наблюдается падение героического стиля раннего пергамского искусства и нарастание натуралистических элементов. Примером малоазийской скульптуры 1 в. до н.э. является сохранившаяся в римской копии статуя «Боргезского борца» работы скульптора Агасия Эфесского. (Париж, Лувр)

Если искусство Пергама дает нам образцы монументальной скульптуры раннеэллинистического времени, то от искусства Родоса до нас дошли главным образом образцы позднеэллинистической монументальной пластики. Остров Родос, расположенный в юго-восточной части Эгейского моря, самый восточный из островов Архипелага, уже по своему положению был больше связан с Малой Азией, нежели с материковой Грецией. Огромные богатства, накопленные Родосской морской державой, способствовали украшению столицы острова. Но к сожалению, эти памятники не сохранились. Согласно источникам, на Родосе было 100 колоссальных статуй и среди них знаменитый «Колосс Родосский» - бронзовая статуя бога солнца Гелиоса свыше 30 м. в высоту, воздвигнутая учеником Лисиппа Харесом. Статуя эта, считавшаяся одним из семи чудес света, была разрушена землетрясением в 20-х гг. 2 в. до н.э.

Наряду с колоссами для родосской скульптуры характерны многофигурные группы на сюжеты остродраматического характера. В отличие от пергамских скульпторов родосские мастера стремились не только к раскрытию внутренней патетики образа, сколько к воплощению сложных повествовательных сюжетов, рассчитанных на театральные эффекты. Характерным образцом является группа «Фарнезский бык», выполненная Аполлонием и Тавриском во второй половине 2 в. до н.э. Группа дошла до нас в римской копии.

Прославленным произведением является группа «Лаокоон», выполненная мастерами Агесандром, Полидором и Афинодором около 50 г. до н.э. Римская копия хранится в ватиканском музея Пия-Климента. Сюжет этого произведения взят из мифов о Троянской войне. Троянский жрец Лаокоон предупреждал об опасности перенесения в Трою оставленного греками деревянного коня, за это Аполлон, покровительствовавший грекам, направил на Лаокоона двух огромных змей, задушивших жреца и его сыновей.

В период эллинизма прогрессивные принципы греческой архитектуры распространились по огромной территории; существенное значение они имели в развитии зодчества и в послеэллинистическое время. Накопленный зодчими опыт в решении таких важных вопросов, как принципы градостроительства, проблемы архитектурного ансамбля и парковой архитектуры, имел чрезвычайно большое значение для архитектуры Древнего Рима и для зодчества последующих эпох.

Комментариев нет:

Отправить комментарий